Главная > Пресс-центр > Публикации в СМИ > "Маяк" Газета Соснового Бора

Газета Соснового Бора


15 марта 2018 г.

19 марта - День моряка-подводника

Служба на корабле мечты

Юрий Михайлов стал свидетелем и участником рождения отечественного подводного атомного флота

 

«День рождения российского подводного атомного флота нужно отмечать 3 июля» — убежден моряк-подводник, капитан I ранга в отставке Юрий Михайлов. И он имеет все основания знать точную дату рождения. Ведь Юрий Васильевич был участником ключевых событий, связанных с созданием первой отечественной атомной подводной лодки К‑3, которая впоследствии получила имя «Ленинский комсомолец»: строительства, доведения до рабочего состояния, спуска на воду, запуска реактора, первого подъема флага, испытаний…

Он родился в Ленинграде 23 декабря 1930 года, провел детство в большой семье и встретил войну 10‑летним мальчиком. После окончания школы вопрос о выборе профессии был решен просто. «Мне нравился флот, и я хотел быть инженером, — вспоминает Юрий Васильевич. — И это сочетание любви к морю и любви к технике привело меня в училище имени Дзержинского». За полгода до выпуска кадровик отобрал 51 курсанта для службы на первых четырех советских атомных подводных лодках. Так четыре однокурсника, в их числе и Юрий, попали в экипаж первой советской атомной подлодки К‑3. Попасть в число офицеров первого атомохода было также престижно, как немного позднее в отряд космонавтов. Сами лодки в то время еще строились, стояли на стапелях в Североморске.
После выпуска учеба продолжилась в Обнинске, в учебном центре с действующим стендом ядерной энергетической установки проекта 627. Их учили помощники академика А. П. Александрова.
В 1957 году офицеры первого экипажа убыли в Северодвинск. 21 августа 1957 года 112‑метровая лодка была спущена со стапелей на воду.
Юрий Михайлов присутствовал при первой загрузке реактора и при первом его пуске. «Загрузкой руководил А. П. Александров, — вспоминает он. — Обстановка была накаленная — удастся ли. И вот на 113 канале заработал счетчик Гейгера. Все сразу зашумели, а Александров отер ладонью пот со лба и стряхнул ее с облегчением». При пуске 19 апреля 1958 года первого реактора на пункте управления работал офицер Леонид Романенко, а Юрий Михайлов был дублером, вел пусковой журнал. Второй реактор Юрий Васильевич запускал уже лично.
А вскоре наступил тот самый день, который можно считать настоящим Днем рождения отечественного атомного подводного флота. 1 июля 1958 года на корабль прибыл Главнокомандующий ВМФ адмирал С. Г. Горшков. «Через день, 3 июля, прозвучала команда: «По местам стоять, со швартовов сниматься!». И вот наш атомоход вышел в море для проверки своих мореходных качеств и возможностей», — вспоминает Юрий Михайлов.
У подводников появился корабль их мечты — не ныряющий аппарат, как все предыдущие, а настоящий автономный подводный корабль, способный к многосуточному походу на больших глубинах с высокой скоростью. Теперь ему предстояло пройти испытания в открытом море.
Проверка прочности корпуса проводилась на предельной глубине, и она оказалась испытанием и для корабля, и для моряков. Вот как рассказывает об этом Юрий Васильевич: «Слышим, как от обжатия корпуса большим давлением забортной воды буквально трещат переборки, видим, как пучатся стальные листы герметичных реакторных выгородок, заклинивает переборочные двери. Погружаемся медленно… О каком-либо страхе даже не думалось, некогда было испытывать это чувство. Думалось лишь о том, все ли ты осмотрел, проверил в работе и насколько четко доложил… И вот по трансляции во все отсеки объявлено, что предельная глубина покорена и даже с гаком, чтобы уж было наверняка, прозвучало дружное «Ура».
В 1959 году, по окончании ходовых испытаний весь экипаж был награжден орденами и медалями, а командир Л. Г. Осипенко стал первым послевоенным Героем Советского Союза.
Впоследствии К‑3 прославилась покорением полюса. 17 июля 1962 года лодка под командованием Льва Жильцова достигла подо льдами Северного полюса. Государственные награды всем участникам похода, когда они вернулись в Гремиху, лично вручал Н. С. Хрущев.
Экипаж К‑3 дал флоту трех Героев Советского Союза и пять адмиралов. Первая советская атомная подлодка и сейчас стоит в Североморске. Юрий Васильевич написал и издал книгу о К‑3 «Первая атомная». 
После службы на К‑3 Ю. В. Михайлов был назначен командиром дивизиона движения на новую строящуюся лодку — атомную К‑40. И там прослужил еще 2 года: спуск, все испытания, длительный поход в Атлантику. В 1962 году был назначен на К‑16 командиром боевой части 5. Во время Карибского кризиса их корабль с двумя ядерными боеголовками на борту нес боевое дежурство у берегов Америки на расстоянии дальности стрельбы (600 км) и был готов в любой момент применить боевое оружие.
Большинство из тех, кто служил на атомных подлодках первого поколения, в дальнейшем были назначены в военные центры ВМФ — передавать свой опыт молодым морякам, новым экипажам. Ю. В. Михайлов живет в Сосновом Бору с 1970 года. Преподавал в Центре ВМФ в отделении, которое отвечало за подготовку энергетиков в должности начальника цикла № 9 «Цикл ядерных реакторов и установок». После демобилизации в 1986 году еще 10 лет работал на ЛАЭС. Сейчас Юрий Васильевич на заслуженном отдыхе.
На первой атомной подводной лодке служили сосновоборцы: Юрий Михайлов, Виталий Дейкун, Олег Певцов, Николай Фёдоров.
В настоящее время из первого экипажа К‑3, кроме Ю. В. Михайлова, в живых осталось всего несколько человек. Виталий Михайлович Дейкун (живет в Сосновом Бору), профессор Юрий Корнилович Боленко и Дмитрий Дмитриевич Иванов живут в Санкт-Петербурге. Эти офицеры с первой отечественной атомной подлодки предлагают ее, как один из исторических кораблей, передислоцировать в Петербург и поставить либо на Неве, рядом с Авророй, либо на Невке, рядом с дизельной подлодкой «Декабрист». И сделать на К‑3 музей. Кстати, решение о создании музея было принято давно, но пока не реализовано.

* * *
Заслуга экипажа первой атомной подлодки не только в том, что они первыми освоили новейшую ядерную энергетику, но и в том, что сумели передать свой опыт, свое умение, а главное — свое самоотверженное отношение к изучению и освоению новой техники, глубокое уважение к ней и веру в ее надежность личному составу последующих кораблей.

 

Романтик моря

Геннадий Баранов: «Корабль» — это особая мысль нации»

Каково это — стоять вахту посреди моря в 20‑градусный мороз, когда через мостик подлодки то и дело перекатываются волны? Вахтенных офицеров приходилось пристегивать цепью за специальный поручень, чтобы их не смыло, рассказывает Геннадий Баранов, капитан I ранга в отставке , бывший командир подводной атомной лодки К‑432 6 дивизии 1 Краснознаменной Флотилии атомных подводных лодок Краснознаменного Северного флота. И такой бывает романтика моря, с которым он связан и профессией, и душой.

И отец, и дед, и прадед Геннадия Баранова служили России. По отцовской линии он из рода служивых потомственных дворян. На фронте встретились его родители. Казалось бы, судьба была сыну идти по военной линии.
Но… «Я почти не думал связать свою жизнь с морем, тем более с подводным флотом» — говорит Геннадий Дмитриевич. Юноша поступил в штатский вуз — Ленинградский электротехнический институт (ЛЭТИ) и проучился там полтора курса, когда узнал о дополнительном наборе на второй курс в Высшее Военно-Морское училище радиоэлектроники им. А. С. Попова. После «хрущевских» сокращений офицерского состава в армии и флоте возник катастрофический дефицит офицерских кадров и во многие военные училища призвали студентов из вузов близкого профиля. Так определилась судьба моряка-поэта: в 1963 году он стал курсантом.
После окончания училища Геннадия Дмитриевича распределили на Северный флот на атомную подводную лодку 705 проекта. Это был новейший проект, до сих пор ничего подобного в мире не создавалось (не поддающийся коррозии титановый корпус, расчетная глубина погружения — до 600 метров, скорость до 42,6 узла, высочайший уровень автоматизации корабля). Работа реактора отрабатывалась на стенде КМ‑1 НИТИ им. А. П. Александрова с 1978 по 1986 годы. Эти лодки, которые по классификации НАТО числились как «Альфа», были достаточно глубоководны и быстроходны, чтобы уйти от американских торпед.
В 1983 году подводная лодка под командованием Геннадия Баранова К‑432 завоевала приз командующего за лучшую атаку подводной лодки, а в 1984 по итогам учебного года К‑432 была признана лучшей на 1 Флотилии подводных лодок. Корабль в 1985 году был признан лучшим на Северном флоте, а в 1986 году занесен в книгу Почета Военного Совета СФ.
«Говорят, что каждый человек — особая мысль бога. Корабль же — особая мысль нации... Я до сих пор испытываю нежность к этому титановому чуду. Я, как командир корабля, и сейчас благодарен ему и нашему дружному экипажу за самоотверженность и честность в службе. Всем, без исключения, низкий поклон», — говорит Геннадий Дмитриевич.
В конце 1984 года его пригласили в оперативное управление штаба Северного флота, а в 1989 году он был назначен в сосновоборский учебный Центр начальником цикла тактики боевого применения атомных подводных лодок, где занимался в основном командирской подготовкой.
Морская служба отличается особой романтикой, и это не теряется с годами, но, пожалуй, становится осознаннее. Жизненные впечатления Геннадия Баранова концентрируются в поэтических строках, немалая часть которых посвящена морю и службе. «Летящие под волнами» — назвал подлодки Геннадий Баранов в своей книге стихов «Благовест. Прощание с Западной Лицей». Книга проиллюстрирована произведениями другого моряка, капитана I ранга, члена Союза художников России Альберта Сытина. У них уже прошли четыре совместные художественно-поэтические выставки в Санкт-Петербурге.

Субмарина вернется подарком морей, 
Нежно ткнувшись в полуночный берег, 
И поверит счастливой судьбине своей, 
В продолжение жизни поверит.